gerb

Сведения о городе





САЙТ ПЕРЕХАЛ СЮДА http://MY-IRK.RU
На сайте новые статьи и фотографии, обновленая информация об Иркутске, Байкале и т.д




Название Иркутск получил по месту положения острога в устье реки Иркут.

Это самый крупный город вблизи Байкала.

Население - 580 700 человек (2010)
Основан - 1661 г.
Площадь города - 30637 га (1997).
Внутреннее деление - 4 административных округа
Мэр города - Виктор Иванович Кондрашов
Население - русские (87%), украинцы (3%), буряты (2%), татары (1%)
Средняя продолжительность жизни иркутян составляет - женщины - 68,7 лет, мужчины - 54,4 года.
Промышленность - в городе работает 97 крупных заводов и фабрик.
Троллейбусных маршрутов - 10, протяженность-47,2 км.
Трамвайных маршрутов - 5, протяженность - 23,7 км.
Автобусных маршрутов - 52.
Телефонный код: +7 3952
Общественный транспорт работает до 24.00.
Отклонение от московского времени, часы - 5
Расстояние от Москвы до Иркутска – 5042 км.
Часовой пояс - UTC+8, летом UTC+9
Автомобильный код - 38.
Географическая широта - 52°17'
Географическая долгота - 104°18'
Высота над уровнем моря, метров - 440
День города - Первое воскресенье июня


Иркутская область , в Российской Федерации. Площадь 775,8 тысяч км2 - это 4,6% от всей территории Российской Федерации. Население 2527,0 тысяч человек (на 01.01.2006 год), В состав области входят 33 района, 14 городов областного подчинения, 8 городов районного подчинения, 54 поселков городского типа, 365 сельских администраций. Основная часть населения области (79,4%) проживает в городской местности. Включает Усть-Ордынский Бурятский АО. Административный центр - Иркутск.

Город состоит из пяти районов. Кировский район - исторический и современный центр города. Здесь размещаются почти все административные учреждения, театры, музеи, библиотеки, памятники архитектуры. Территория Куйбышевского района - наиболее старая промышленная часть города, получившая название Рабочего предместья. Октябрьский район - современный Иркутск. Свердловский район - район энергетиков, науки и образования. На его территории - Иркутская ГЭС, Академгородок, Студгородок. Ленинский район - крупный железнодорожный узел Восточно-Сибирской железной дороги.

Иркутск включен в число исторически населенных мест с сохранением планировки и застройки. В Иркутске около 685 памятников истории и культуры. Наибольший интерес представляют исторически сложившиеся ансамбли самой древней части города - Спасская церковь и собор Богоявления, Казанский кафедральный собор, Римско-католическая церковь, памятник императору Александру III. И здание Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества.

Экскурсии по Иркутску познакомят туристов с самыми значительными памятниками этого замечательного города. Такой деревянной архитектуры, такой изумительной резьбы, как в Иркутске вы не встретите ни в одном уголке мира.

Иркутская область входит в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации и расположена в южной части Восточной Сибири.

От 160 до 180 дней в году держится устойчивая температура ниже 0 по Цельсию. Зима холодная (температура января по области от -17 до -33 градусов по Цельсию), лето жаркое и сухое в первой половине (температура июля от +17 до +33 градусов по Цельсию), во второй половине дождливое.

Другие крупные города: Братск, Усть-Илимск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Саянск. Образована 26 сентября 1937. Входит в состав Сибирского федерального округа.

По числу жителей область уступает в Сибири только Тюменской области, Красноярскому краю и Кемеровской области.

В Иркутской области достаточно полезных ископаемых. Основными важными минеральными ресурсами являются железо, слюда, углеводородное сырьё, каменный уголь, золото, поваренная соль. У области имеется обширная и развитая транспортная инфраструктура.

Наиболее важной транспортной дорогой Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области, от города Тайшета на восток, протянулся западный участок БАМа.

Длина железнодорожных путей общего пользования составляет порядка 2,5 тысяч км.

Развитая сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 12 тысяч км.
По территории области протекают крупнейшие судоходные реки - Нижняя Тунгуска, Ангара, Лена, давшие развитие водному транспорту, на долю которого приходится порядка 10% общего грузооборота. Крупнейшие порты расположены на реке Лена - Киренск и Осетрово (Усть-Кут), через них осуществляется перевалка грузов в Республику Саха и в северный морской порт Тикси.

Воздушные перевозки, в том числе и международные, осуществляются, в основном, двумя аэропортами, расположенными в городах Иркутск и Братск.

По территории Иркутской области протекает более 67 000 водотоков общей протяженностью 310 тыс. км. Эта длина равна 8 окружностям Земли по экватору.



История города


Иркутск - старинный сибирский город, ныне крупный административный, промышленный, транспортный и культурный центр Иркутской области. Он расположен на террасах долины реки Ангара и прилежащих возвышенностях, при впадении в нее Иркута и Ушаковки, в 65 км от озера Байкал и в 5042 км от Москвы.
Иркутск возник на месте острога, построенного в 1661 г. Яковом Похабовым с казаками. Место он выбрал удобное: лес рядом, почвы плодородные, реки рыбные, луга душистые.
В первые десятилетия Иркутск развивался как центр земледельческого края Восточной Сибири. На прилежащих к Иркутску землях Разводной, Смоленщины, Максимовщины, Куды и Бельска крестьяне занимались растениеводством и животноводством, обеспечивая население продуктами питания.
Выгодное географическое положение Иркутскк на перекрестке водных путей, сухопутных дорог, наличие природных ресурсов способствовали быстрому развитию сельского хозяйства, промышленных предприятий, росту численности населения, а также установлению связей с Моноголией, Китаем, Забайкальем.
Иркутск становится своеобразной базой сосредоточения и распределения товаров, предназначенных на север и восток до Аляски. В городе появляются купцы, не скупящиеся на пожертвования в пользу развития города.
В 1686 году Иркутску присваивается статус города. В 1690 году утверждается герб - бабр, несущий в зубах соболя. Бабр олицетворял Сибирь, являясь древним священным животным, а соболь символизировал богатство края. С утверждением статуса города начинается новый этап в развитии Иркутска.
К концу 18 века Иркутск становится не только торговым, административным, но и культурным центром. Были открыты народные училища, библиотеки, музеи, театр.
В первой половине 19 века Иркутск превращается в центр регулирования и снабжения золотодобывающей промышленности в районе Бодайбо, в развитии которой активное участие принимало городское купечество. В Иркутске продолжает развиваться лесопиление, производство кирпича, валяной обуви, строятся мельницы, обозные мастерские и т.д.
Проведение Московского тракта, особенно железной дороги способствовало развитию в городе новых отраслей промышленности, притоку населения. Первый поезд пришел в Иркутск 16 августа 1898 года и знаменовал качественно новый поворот в жизни города.
Иркутск сыграл большую роль в изучении и освоении Восточной Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки. Он был не только центром, но и основной базой 1-й Камчатской и 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедиций, возглавляемых В.И. Берингом, а также академических экспедиций Д.Г. Мессершмидта, П.С. Палласа, И.Г. Гмелина, И.Г. Георги.
Из Иркутска совершали экспедиции А.Ф. Миддердорф, Р.К. Маак, П.А. Кропоткин, А.А. Чекановский, И.Д. Черский, В.А. Обручев, В.А. Годлевский.
В Иркутск были сосланы декабристы, петрашевцы, народовольцы, большевики. Их пребывание способствовало развитию культуры, образования, революционных настроений местного населения. В 1905 и 1917 гг. Иркутск стал центром революционных событий.
В годы Великой Отечественной войны трудящиеся Иркутска собрали сотни миллионов рублей в Фонд обороны. Десятки тысяч иркутян сражались на поле боя. В память о тех, кто погиб на войне, защищая свободу и независимость Родины, в городе зажжен Вечный огонь славы. Генералу А.П. Белобородову воздвигнут бюст.


Иркутский герб


(Из документа о гербе города Иркутска. 1690 г.)
Герб представлял собой изображение серебряного щита, на фоне которого - бабр, бегущий по зеленому полю с соболем в зубах. Бабр в словарях русского языка 16 в. обозначал королевского тигра. Бабр - олицетворял мудрость, могущество, а соболь - символ богатства Сибири. Бабр (felis pantera) - особое животное. Это - сильный и хищный зверь, живущий, обыкновенно, в жарких странах. Он имеет шкуру светло-желтоватого цвета с черно-бурыми поперечными полосами, с длинным хвостом. Бабр в 16 - 17 вв. забегал в Сибирь из Китая и водился в районе Саянских гор. Этот зверь и был изображен на гербе Иркутска и Иркутской губернии.
В 1878 г. при введении Сенатом гербов губерний произошла путаница в названии бабр - бобр. Зверь на гербе в итоге получился скорее фантастический, не похожий ни на бобра, ни, тем более, на тигра. В 1997 г. «Закон Иркутской области о гербе и флаге» исправил ошибку в наименовании изображенного зверя, но сам зверь так и остался фантазией составителей прошлого века.